Пирамида самое надежное и веченое. Примером тому Египетские пирамиды. Именно поэтому любая компания, любая государственная и военный организация имеет пирамидальную структуру. (см. рисунок).
Не является ли сетевой маркетинг пирамидой? Такой вопрос
также можно услышать достаточно часто. В принципе, любой бизнес можно сравнить
с пирамидой. Действительно, несколько людей в руководстве компании делают большие
деньги (вершина пирамиды), остальные зарабатывают гораздо меньше (основание
пирамиды). Могут ли все эти работники подняться на вершину? Теоретически - да,
практически - очень редко.
Пирамиды окружают нас повсюду. Правительство
построено по пирамидальной схеме. Армия - классическая пирамида. Система образования
- пирамида. Организационное строение Церкви также напоминает пирамиду. Так что
не надо бояться слова "пирамида". Это одна из наиболее устойчивых и совершенных
структур в мире.
То, что беспокоит людей на самом деле, - не является ли сетевой
маркетинг нелегальной пирамидой? Давайте обратимся к законам тех стран, где сетевой
маркетинг существует уже десятки лет. Так, согласно законодательству США, бизнес
является нелегальной пирамидой, если ему присущи следующие характеристики:
• Участник программы должен внести инвестиции, чтобы
получить право привлекать новых членов программы.
• Участник программы получает денежное вознаграждение за сам факт привлечения
новых членов программы.
• Новые члены программы могут зарабатывать, только привлекая других членов
программы.
Все три пункта очень важны и рассматриваются в совокупности как необходимое и достаточное условие для того, чтобы признать бизнес нелегальной пирамидой. Типичным примером нелегальной пирамиды является "цепочка писем", где каждый участник должен был отослать по 5 долларов пяти другим людям из некоторого списка, написать ещё 1000 писем и ждать невероятного денежного потока. Налицо все три признака нелегальной пирамиды - начальная инвестиция (без какой-либо материальной ценности взамен), необходимость привлечения новых членов с целью получения прибыли, и отсутствие у новичков другого способа заработка, кроме как подписание новых членов цепочки.
В настоящее время в 50-ти штатах США приняты законы,
регулирующие деятельность компаний сетевого и многоуровневого маркетинга. Аналогичные
законы приняты и во многих Европейских странах. В России и бывших странах СНГ
процесс принятия закона о сетевом маркетинге явно затянулся, однако есть обнадёживающие
новости и в этой области.
Итак, легальная компания сетевого (или многоуровневого) маркетинга предлагает
на рынке совершенно конкретные продукты или услуги, имеющие самостоятельную
значительную ценность вне всякой схемы распространения. Эти продукты (услуги)
могут быть проданы дистрибьюторами с целью извлечения розничной прибыли. Компания
также разрешает дистрибьюторам привлекать (спонсировать, рекрутировать) других
людей для участия в бизнес-плане. Подчеркнём, что дистрибьютор за сам факт привлечения
новых членов никаких денег не получает. Деньги возникают только в тот момент,
когда новый дистрибьютор заказывает продукцию у компании, - для личного употребления
или для розничной продажи.
Обычно, новичкам компания предлагает приобрести так называемый "стартер-кит"
- набор материалов, включающий рекламные брошюры, книги по основам бизнеса,
описание маркетинг-плана компании, контракты, видео-, аудиокассеты и т.д. Этот
набор продаётся компанией за себестоимость или даже дешевле (продукция в этот
набор не входит).
Легальные компании не поощряют практику закупки значительных объёмов продукции
новичками, у которых ещё не сформировался круг постоянных клиентов. Целью компании
является создание устойчивой сбытовой структуры при сохранении хорошего имиджа
и долгосрочных партнёрских взаимоотношений с дистрибьюторами.
П. Дубров
Как возникают пирамиды, и в особенности спекулятивные взрывы? В основе всех пирамид лежит простая теория - Теория большего дурака (в учебниках по инвестициям она так и называется - Greatest Fool Theory).
Как мы помним, сутью счётной книги является не производство и не создание чего-либо, а простая перепродажа. Тот же принцип перепродажи лежит и в основе пирамиды. Поганый покупает товар, на котором строится пирамида, только ради того, чтобы впоследствии перепродать его с прибылью другому.
Как всегда в перепродаже, имеет значение не столько абсолютная цена покупки, сколько разница между ценами. Не важно, купит ли <инвестор> дом, на строительство которого затрачено 50 тысяч, за 1 миллион или за 2 миллиона. Важно, найдёт ли он такого дурака, который купит у него этот дом за ещё большие деньги.
Поскольку каждый поганый считает себя особым сверхчеловеком, который умнее всех остальных, то такое сборище сверхумников, считающих остальных дураками, в целом может вздуть цены на абсолютно любой товар за короткое время на бесподобные высоты. Как ни странно, в итоге в дураках оказываются все.
Фазы спекуляций
При наблюдении за спекуляциями можно чётко выделить 4 фазы их развития.
Как мы помним, в религии денег человеком управляют два чувства - страх и жадность. От соотношения этих чувств и зависит переход спекуляции из одной фазы в другую.
Мы рассмотрим эти фазы на примере последней крупной спекуляции - рынка технологических акций 1990-х годов. Предметом спекуляции могут быть любые товары и символы, а не только акции, но на примере акций закономерности видны лучше всего.
График роста стоимости индекса технологических акций Nasdaq за 1991-2003 годы.
На нижней части графика показаны объёмы торгов в миллионах штук акций.
1. Зарождение
На участке зарождения спекуляции преобладает осторожность. Страх почти равен жадности. Никто не знает, будет ли спекуляция успешна. Число участников пирамиды невелико, это в основном профессионалы. Цены и объёмы торгов растут, но умеренно.
На графике этому этапу соответствует период с начала 1991 года до начала 1995 года.
2. Рост
На рост цен начинают обращать внимание сторонние люди. В пирамиду резко возрастает поток денег. Цены начинают расти очень стабильно, вследствие чего количество вкладчиков тоже увеличивается; цены растут ещё лучше. Растут объёмы торгов.
Жадность преобладает над страхом. Люди стремятся как можно скорее принять участие в пирамиде, обогнать остальных. Отдельные падения цен воспринимаются как краткосрочные корректировки, как шанс скупить товар по дешёвке. Тот, кто не участвует в пирамиде, выглядит идиотом.
На графике - период от начала 1995 года до конца 1998 года.
3. Эйфория
Страх падает до нуля, жадность возрастает до бесконечности. Кажется, что наступило время всеобщего и бесконечного богатства. Цены идут вверх как воздушные шары, объёмы торгов удваиваются и утраиваются.
Кажется, что цены будут расти всегда, и богатыми будут все. Даже последние скептики бегут в пирамиду.
На графике - период от конца 1998 года до марта 2000 года.
4. Крушение
Если последние скептики включились в пирамиду, это означает, что все ресурсы по развитию пирамиды исчерпаны. Как только приток денег извне иссякает, по законам денежного обращения цены расти больше не могут.
Любая попытка выйти из пирамиды и вывести из неё деньги заканчивается снижением цен. Это снижение болезненно воспринимается остальными. Вдруг страх не получить максимальную прибыль становится выше, чем жадность. Начинается лавинообразное падение цен, и жадность полностью уступает место страху.
Идёт повальная паника, желание избавиться от товаров любой ценой. Объёмы торгов могут оставаться высокими, так как участники пирамиды мечутся, пытаясь продать свой товар, а при возможности и частично покрыть убытки . Профессиональные спекулянты активно играют на понижение одних и временное повышение стоимости других товаров.
Цены падают, пока они не достигают некоего дна, когда держатели товаров уже не видят смысла продавать их по столь низкой цене.
На графике этап крушения начался в марте 2000 года и не закончился до начала 2003 года.
* * *
Рост любой пирамиды идёт волнами. За подъёмами следуют спады, за спадами - новые подъёмы.
Чтобы понять, находится ли та или иная спекуляция в стадии роста или падения, можно воспользоваться двумя простыми правилами. Надо выделить точки локальных подъёмов и точки локальных спадов.
Если текущий спад (точка А на графике) не достигает уровня предыдущего локального спада (точка Б), то текущий спад - временный, и идёт общий рост.
Если текущий подъём (точка В) превышает предыдущий локальный подъём (точка Г), то идёт общий рост.